Тамара Величковская
ВЕЧНОЕ ЛИЦО ПАРИЖА
(отрывок из статьи)


Перед собором Парижской Богоматери

Место, где теперь возвышается собор Парижской Богоматери, издревле священно. Еще в начале нашей эры, во время римского владычества, там стоял храм, посвященный Юпитеру. В музее Клюни можно видеть камни от этого храма, найденные в начале XVIII в. во время работ под нынешним собором. В IV в. приблизительно там же находилась прекрасная церковь Св. Стефана. Фрагменты ее 30 мраморных колонн тоже хранятся в музее Клюни. Два века спустя чуть западнее воздвигли еще одну церковь и посвятили ее Божией Матери. Но этот храм разрушили норманны. Вскоре на том же месте воздвигли вторую церковь, тоже посвященную Пресвятой Деве.

В XII в. обе древние церкви: Св. Стефана и Богоматери - пришли в упадок, так же, как и дворцовая часовня Михаила Архангела, давшая имя мосту, набережной и бульвару Сен-Мишель.

В 1165 г. в этой часовне парижский епископ Морис де Сюлли крестил Филиппа-Дьедоне-Августа, будущего короля Франции. Морис де Сюлли был человеком очень набожным и вел подлинно христианскую жизнь. Благодаря этим качествам в 1160 г. он был избран епископом Парижа, 74-м по счету, и оставался на этом посту в течение 36 лет.

На правом портале собора, называемом порталом Св. Анны, на тимпане, где изображена Богоматерь во славе, держащая на коленях своего Божественного Сына, рядом с ангелом, воскуряющим фимиам Пресвятой Деве, находится статуя епископа в митре, с епископским жезлом и свитком в одной руке, тогда как другая поддерживает длинную полосу развернутого свитка. Лицо епископа, благостное, с мягкими чертами, окаймлено небольшой кудрявой бородой. По преданию, это изображение Мориса де Сюлли. Кстати, этот тимпан XII в. - самая древняя часть портала.

Видя, в каком плачевном состоянии находились две главные церкви на острове Сите, центре Парижа, Морис де Сюлли решил вместо них воздвигнуть храм, который был бы достоин своего высокого назначения - стать главным собором, посвященным Божией Матери. Первый камень здания был положен в 1163 г. Папой Александром III. По замыслу епископа, будущий собор должен был превзойти великолепием все, что строилось до тех пор. Де Сюлли знал, что воздвижение такого здания будет продолжаться не одно столетие и что сам он не увидит завершения своего дела. Но это его не останавливало, так как храм строился не для его личного прославления, но во славу Пресвятой Богородицы. Не останавливали епископа и суждения некоторых людей, как, например, Пьера Лешантра, находивших, что даже грешно воздвигать такие великолепные церкви, ибо Сам Христос учил смирению. На это де Сюлли, по примеру аббата Сюгера, создателя Сен-Дени, отвечал: "Пусть каждый по этому поводу думает, как ему нравится. Я же, признаюсь, придерживаюсь того мнения, что чем ценнее вещи, тем больше наш долг посвятить их на служение Господу".

Собор строился в продолжение почти двух веков, от 1163 до 1330 года. Морис де Сюлли скончался в 1196 г., после того как неф был почти закончен. В 1182 г. главный алтарь был освящен, и три года спустя иерусалимский Патриарх Гераклий отслужил там мессу.
Летописец нам оставил следующую характеристику епископа де Сюлли: "Морис, парижский епископ, чаша изобилия, плодородное оливковое древо в Доме Господнем, цветет среди прочих епископов Галлии. Я не говорю о его внутренних качествах, известных одному Богу, но он и внешне блистает своими познаниями, своими проповедями, своей щедростью, своими подаяниями и широкой благотворительностью. Именно он воздвиг церковь Пресвятой Деве в своей епископской резиденции, и для этого столь доброго, сколь и великолепного дела он меньше пользовался средствами других, чем своими собственными доходами... Он часто посещал собор, вернее, пребывал там постоянно. Я его видел однажды, в день не очень большого праздника, во время вечерни. Он не занимал своего епископского кресла, но находился среди певчих и вместе с ними пел псалмы..."

* * *

Для того чтобы лучше понять значение собора Парижской Богоматери, перед осмотром его внешних и внутренних богатств следует представить себе, как он выглядел вначале, когда перед ним не было теперешней огромной пустой площади. Первоначальная паперть была в шесть раз меньше современной. Расположенная вместе с храмом на возвышении двух с половиной метров над уровнем прилегавших к ней улиц, она была обнесена стеной. За восемь столетий разница уровней сгладилась.

В средние века эта паперть имела важное и даже грозное значение. Перед северным порталом находился род виселицы, именуемой "лестницей парижского епископа". К подножью этой лестницы приводили особо важных преступников, осужденных на публичное покаяние - "amende honorable". В одной рубахе, босой, с непокрытой головой и с веревкой на шее, осужденный медленно подходил, неся в руке восковую свечу. На груди и на спине висели доски, где было начертано его преступление. Он должен был стать на колени, всенародно признать свою вину и покаяться, умоляя об отпущении грехов. После этого епископ выносил свой приговор. Сюда в XIV в. привели Жака де Моле, великого магистра ордена храмовников, и командора ордена Ги, чтобы прочитать им папский указ. После этого они были сожжены живыми на одном из островов, где теперь находится площадь Дофин. Иногда эти публичные покаяния сопровождались жестоким издевательством. Когда в 1344 г. провинившегося диакона де Малеструа поставили у лестницы, туда же привезли тележку, наполненную отбросами: гнилыми плодами и тухлыми яйцами, - чтобы толпа могла бросать их в осужденного. Позже на публичное покаяние были осуждены Равальяк, Картуш, Дамьен, Бренвилье и др.

Эту зловещую лестницу убрали в XVIII в. и на ее месте поставили позорный столб с колодкой, к которой привязывали преступника.

* * *

На паперти бывали и представления мистерий. Воздвигались подмостки, и на них разыгрывались сцены из Св. Писания. Эти представления всегда имели большой успех и важное значение - они служили наглядным Евангелием в ту эпоху, когда грамотных было мало, а латинский язык знали только избранные. Видимые образы и слова мистерий на старофранцузском языке были всем понятны.

Но и в наше время эти средневековые мистерии изредка разыгрываются перед собором Парижской Богоматери. В 1935 г., после перерыва в несколько столетий, на паперти собора снова была представлена древняя мистерия. Ее постановка потребовала огромной работы и затрат, но успех оправдал их. И на протяжении нескольких лет представления мистерий возобновлялись. Мне посчастливилось два раза повидать их - в 1962 и 1965 гг.

далее...

Сайт управляется системой uCoz