Ю. Престенская, Ю. Тарасов
Notre Dame de Paris
(статья из сборника "МЮЗИКЛЫ МИРА")


(c) Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2002
Статья предоставлена издательством "ОЛМА-ПРЕСС" для размещения на данном сайте.
Любое использование этого текста в коммерческих целях запрещено.


- продолжение -

История собора

После выхода в свет романа парижане по-новому взглянули на Собор и его историю.

Собор Парижской Богоматери -- "собор соборов", свидетель и участник событий французской истории последних восьми веков. Строительство собора началось в 1163 году по повелению епископа Мориса де Сюлли. Первый камень в основание собора был заложен папой Александром III, а 26 лет спустя был освящен центральный алтарь. Возведение собора было завершено в 1330 году.

Паперть перед собором в средние века имела особое значение. Перед северным порталом находилась так называемая "лестница парижского епископа", к подножью которой приводили особо важных преступников для публичного покаяния.

[На эту паперть в XIV веке привели великого магистра Ордена Храмовников Жака де Моле, чтобы прочитать папский указ о его казни, а рыцарь храма проклял королевскую династию.]

На соборной паперти проводились и представления мистерий. На деревянных подмостках разыгрывались сцены из Святого Писания, служившие для народа и развлечением, и своеобразным пособием по изучению Евангелия.

История Собора Парижской Богоматери неразрывно переплетена с историей Франции. Здесь в 1572 году венчались королева Марго и будущий Генрих IV, это было странное венчание: она внутри собора, а он, гугенот, за его стенами. Здесь в Духов день 1717 года проходил с процессией русский царь Петр I.

В соборе было специальное место, куда клали подкинутых детей. Там в 1712 году был найден ребенок, который впоследствии стал известным писателем, философом, математиком, одним из создателей "Энциклопедии" -- д'Аламбер. А судьба подкидыша Квазимодо, созданного творческим воображением Виктора Гюго, известна читателям во всем мире.

Во времена французской революции Собор Парижской Богоматери был осквернен и разграблен. Драгоценную утварь отправили на переплавку, витражи разбили камнями, с фасада были сброшены 28 статуй королей иудейских, невежественная толпа разбивала молотками изображения ангелов, святых, пророков. Статуя Богоматери над вратами, ведущими в прогулочный дворик, уцелела лишь чудом. Пострадали и колокола, которые с незапамятных времен оповещали парижан о радостных и печальных событиях. Сбросили и уничтожили колокол "Марию". Алтарь же в те бурные дни был посвящен богине Разума, а собор после решения Конгресса стал называться Храмом Свободы. Через некоторое время собор превратили в винный склад.

Отблеск былой славы вернула собору лишь коронация Наполеона. Императорские орлы, гербы, знамена, шелк и бархат драпировок, ковры прикрывали обветшавшие стены. Вся эта роскошь служила не для прославления Пресвятой Девы, а для услаждения тщеславия нового властелина. [Коронование Жозефины Наполеоном запечатлено для истории на огромном полотне Давида.] А уже через несколько лет с такой же пышностью праздновали бракосочетание Наполеона с Марией Луизой.

В Соборе Парижской Богоматери крестили сына Наполеона. А позже служили благодарственные молебны по случаю побед над русскими войсками под Аустерлицем, Смоленском…

Но все эти торжественные события никак не отразились на состоянии собора. Разграбленный, ветшающий -- таким он был к выходу в свет романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Роман, любовно и бережно воссоздавший облик ушедшего Парижа, напомнил о славной истории Франции, призвал к спасению удивительного творения мастеров прошлого. Виктору Гюго собор обязан своим вторым рождением. Был создан комитет по реставрации собора, обращение комитета подписали видные деятели культуры. Начался сбор пожертвований. В 1841 году по специальному правительственному постановлению была начата капитальная реставрация собора под руководством архитектора, художника, знатока средневекового искусства Виолле-ле-Дюка. Виолле-ле-Дюк не только укрепил здание, но и воссоздал собор максимально приближенно к его первоначальному облику.

И в XX веке Собор Парижской Богоматери объединял французов в горе и в радости: 40 тысяч человек присутствовали на богослужении и молились за спасение Франции в сентябре 1914 года, а в ноябре 1918 года благодарили Бога за дарованную победу; в мае 1944 года собор не смог вместить всех молящих о судьбе Франции, в августе 1944 года был отслужен благодарственный молебен за победу Франции над фашистскими захватчиками.

Собор Парижской Богоматери остается сердцем Франции и в наши дни.

[На тротуаре перед западной дверью Собора Парижской Богоматери есть место, известное как "0 км". Отсюда ведется отсчет всех дорожных расстояний во Франции.]

Средние века подарили миру Собор Парижской Богоматери -- шедевр готического искусства. Виктор Гюго создал гимн Собору, бессмертному и хрупкому творению человеческих рук. Авторы мюзикла, в котором тесно переплелось прошлое и настоящее, подарили Собору Парижской Богоматери еще одну жизнь.

далее...

Сайт управляется системой uCoz