Тамара Величковская
ВЕЧНОЕ ЛИЦО ПАРИЖА
(отрывок из статьи)

- окончание -

Собор Парижской Богоматери

Пути истории, как и пути Господни, неисповедимы... В наполеоновскую эпоху многое изменилось и во Франции, и во всей Европе. Конкордат, заключенный в 1801 г. между Бонапартом и Папой Пием VII, определил отношения между Францией и Папским престолом. С обеих сторон были сделаны уступки. Вскоре в Париж прибыл папский легат кардинал Карара, и в соборе совершилось торжественное молебствие о мире. В следующем году весь Париж присутствовал на мессе, которую служил папский легат. Это событие, по словам Жильбера, знаменитого звонаря собора Парижской Богоматери, "завершило примирение Франции с Европой и Европы с самой собой". Для этого богослужения, чтобы отчасти скрыть повреждения, нанесенные храму во время революции, неф украсили гобеленами и картинами, взятыми из Лувра.

* * *

"Так как Божественное Провидение и конституция Империи установили в нашей семье наследственное императорское достоинство, Мы назначили на 11-й день месяца Фримера (декабря) совершение священного обряда Нашей коронации", - стояло в тексте приглашения на коронацию Наполеона. По случаю торжества опустошенный собор постарались разукрасить возможно пышнее. Наполеон, как и Людовик XIV, любил роскошь и великолепие.
Во всю ширину главного фасада сделали пристройку - высокий крытый вход на четырех колоннах, с готическими арками и двумя боковыми галереями. 36 статуй, олицетворявших 36 городов, представители которых были приглашены на церемонию, украшали вход. Императорское орлы, гербы, знамена, эмблемы - всюду прославляли Наполеона. В соборе же по обеим сторонам воздвигли три ряда трибун. У входа в неф, под триумфальной аркой на восьми колоннах, возвышался императорский трон. К нему вели 24 ступени. Трибуны и стены были покрыты шелковыми и бархатными драпировками, золотой бахромой, коврами и гербами. Со свода спускались 24 люстры, ярко освещавшие всю эту пышность, скрывавшую ужасные увечья храма, - пышность, прославлявшую не столько Пресвятую Деву, сколько земного властелина.
В день коронации императорская карета, запряженная восемью лошадьми, прибыла только к полудню - Папе пришлось ожидать два часа в холодном соборе. Наполеона встретило духовенство, а вдоль всей площади стояли войска, конные и пешие.

С плеч императора спускалась длинная мантия из малинового бархата, подбитая горностаем и усеянная золотыми звездами. Она весила 80 ливров и была создана по рисунку Давида и Изабе. Всем известна находящаяся в Луврском музее огромная картина Давида, где запечатлен один из главных моментов церемонии: коронование Жозефины самим императором...

Но времена меняются, и через несколько лет с неменьшей торжественностью совершился обряд бракосочетания Наполеона с Марией Луизой. А в 1811 г. в соборе и во всех парижских церквах служили благодарственное молебствие по случаю рождения наследника престола, "Римского короля". В мае кардинал Феш крестил "Орленка". После обряда Наполеон взял на руки сына, трижды поцеловал и высоко поднял, чтобы показать присутствующим.
День закончился великолепным празднеством, где пели:

Прославленное дитя, всем должно объединиться,
Чтобы воспеть счастливые предзнаменования,
Ты станешь на будущие времена
Тем, чем стал твой отец в наше время.

* * *

Но проходит все... Минуло и время Наполеона. В 1814 г. Людовик XVIII въехал в Париж, и через несколько дней в соборе состоялось богослужение за упокой души Людовика XVI, Людовика XVII, Марии-Антуанетты и Елизаветы, сестры казненного короля. Среди молящихся можно было видеть Людовика XVIII, герцогиню Ангулемскую, русского императора Александра I, австрийского императора и прусского короля.

1830 год - год краткого, но мощного восстания. На улицах Парижа - баррикады. 29 июля, "в то время, как королевская гвардия боролась с некоторой частью горожан, огромная толпа народа ворвалась в архиепископский дворец и, разграбив его, проникла в зал капитула, а затем в сокровищницу храма. Шкафы тотчас же были взломаны, и все, что там находилось: архивы, серебро, книги, облачения и украшения, - стало добычей грабителей и было по большей части разбито, испорчено или уничтожено. Уцелели только ковчежцы с реликвиями..." (из записей капитула).

* * *

В следующем году вышел роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Благодаря ему к храму возник новый интерес. Талантливые страницы с описанием бедственного состояния древнего памятника и огромного исторического и христианского значения собора пробудили общественное мнение и вызвали порыв к восстановлению и освобождению храма от поздних неумелых попыток реставрации. Вскоре образовался временный комитет для организации помощи этому делу. Обращение, подписанное многими видными людьми (монсиньор Аффр, Виктор Гюго, Энгр, Альфред де Виньи, Монталамбер и т.д.), было адресовано тем, кто мог бы поддержать это движение. В комитет начали поступать пожертвования. Сбор делали и в самом соборе.
В следующем году был объявлен конкурс на проект реставрационных работ, и после обсуждений совет комиссии решил, что "проект гг. Лассю и Виолле-ле-Дюка наилучшим образом соответствует хорошей и подобающей реставрации". Проспер Мериме, с самого начала горячо принимавший участие в предпринятом деле, поддержал это решение. Государство ассигновало 2,65 млн. франков "для работ по реставрации Парижского собора и постройки ризницы, прилегающей к нему". Эта ризница была закончена в 1850 г. При ней находилась сокровищница, куда поместили ковчежцы и церковную утварь. Некоторые вещи были заново исполнены по рисункам Виолле-ле-Дюка, как, например, ковчежец для Тернового Венца и частицы Креста Господня.

Сначала архитекторы предполагали лишь укрепить собор, а разбитые статуи восстановить только там, где это казалось необходимым, как, например, на первой галерее, где должны были находиться 28 царей Израиля и Иудеи, и на центральном портале фасада. Но после кончины своего сотрудника Лассю Виолле-ле-Дюк так увлекся работой, что задался целью восстановить весь собор, возвратив его к первоначальному облику. Но это было трудно, так как многие детали давно погибли безвозвратно. И все же Виолле-ле-Дюк решил восстановить все статуи, южный фасад, розетки и т.д. Многие были против такой смелой реставрации. Но, считая эту работу делом своей жизни, Виолле-ле-Дюк вложил в нее всю душу.

Насколько это было возможно, он сохранял древние изваяния, дополняя их изъяны скульптурными частями, изготовленными в его мастерской. Где статуи отсутствовали целиком, он ставил новые, но при их создании обычно пользовался моделями статуй той же эпохи, уцелевших в других церквах. При такой сложной работе, конечно, нельзя было избежать ошибок. Но все же благодаря труду Виолле-ле-Дюка собор Парижской Богоматери воскрес.

Поврежденные статуи, которые архитектор решил убрать и заменить новыми, находятся в различных музеях. В Клюнийском музее можно видеть перенесенные из собора подлинные произведения XIII-XIV вв., например, статую Адама, группу волхвов, ангелов, возвещающих Судный День... Кое-что хранится в Лувре. А в музее "Памятников Франции" есть прекрасная голова ап. Иоанна, отлитая из гипса до реставрации и дающая возможность судить о чистоте стиля и духовности древних изваяний.

Торжественное освящение обновленного собора совершилось 31 марта 1864 г. К тому времени была завершена постройка усыпальницы парижских архиепископов. Она находится под хорами, на глубине девятнадцати ступеней.

Во время Коммуны собор перенес еще одно испытание. В мае 1871 г. весь Париж ощетинился, около 600 баррикад преградили улицы. Во время беспорядков были расстреляны шесть священников и чуть было не погиб сам собор... Взломали кружки для пожертвований, расхитили ценную церковную утварь, сорвали и разбили люстры. А что хуже всего - подожгли деревянные скамьи и заперли собор. К счастью, об этом стало известно раньше, чем пожар разгорелся. Двери вышибли, огонь потушили и храм спасли.

* * *

Подошло время Первой Мировой войны. И снова Париж обратился к своей Заступнице - Матери Божией. В сентябре 1914 г. 40 тыс. человек присутствовали на богослужении и молилось за Францию. Как это издревле бывало в годины бедствий, раки святых вынесли из храма в торжественной процессии. И Богородица вняла молитвам. А во время войны, когда неприятель сбросил на собор четыре бомбы, только одна из них повредила кровлю с северной стороны. Храм же был защищен мешками с песком.

В ноябре 1918 г. в соборе служили благодарственное молебствие за дарованную победу. Ветер весело трепал на башнях трехцветные флаги, а храм был переполнен до отказа.
Настал 1939 год... И опять собор обложили мешками с песком. Во время оккупации парижане усердней, чем когда-либо, посещали храм и молились о спасении страны. В мае 1944 г., во время моления за Францию, собралась такая огромная толпа, что 25 тыс. человек были принуждены остаться снаружи. В этот день кардинал Сюар посвятил город и приход Пресвятой Деве: "Всё: наше прошлое и настоящее, наши памятники и наши дома, наши тела и души в единении с теми, кто отсутствует, - мы в этот день молитвами препоручаем тебе, Богоматерь города Парижа. Услышь наши молитвы, ты, Царица Франции и Царица мира".
В августе 1944 г. танки генерала Леклерка, покрытые цветами и флагами, въехали в освобожденный город. Радостно звонили колокола в этот счастливый день! А на следующий день в соборе возносились благодарственные моления.

Окончательное поражение неприятеля и победу Франции отметил торжественный "Te Deum" в мае 1945 г.

В продолжение восьми столетий cобор Парижской Богоматери всегда принимал и продолжает принимать участие во всех значительных, радостных или горестных событиях, отмечающих исторический путь Парижа и Франции. Так, после кончины генерала де Голля в этом храме объединились в общем молении представители почти всех народов мира.

Сайт управляется системой uCoz