Тамара
Величковская -
окончание - Собор Парижской Богоматери Пути истории, как и пути Господни, неисповедимы... В наполеоновскую эпоху многое изменилось и во Франции, и во всей Европе. Конкордат, заключенный в 1801 г. между Бонапартом и Папой Пием VII, определил отношения между Францией и Папским престолом. С обеих сторон были сделаны уступки. Вскоре в Париж прибыл папский легат кардинал Карара, и в соборе совершилось торжественное молебствие о мире. В следующем году весь Париж присутствовал на мессе, которую служил папский легат. Это событие, по словам Жильбера, знаменитого звонаря собора Парижской Богоматери, "завершило примирение Франции с Европой и Европы с самой собой". Для этого богослужения, чтобы отчасти скрыть повреждения, нанесенные храму во время революции, неф украсили гобеленами и картинами, взятыми из Лувра. * * * "Так
как Божественное Провидение и конституция Империи установили в нашей
семье наследственное императорское достоинство, Мы назначили на 11-й
день месяца Фримера (декабря) совершение священного обряда Нашей коронации",
- стояло в тексте приглашения на коронацию Наполеона. По случаю торжества
опустошенный собор постарались разукрасить возможно пышнее. Наполеон,
как и Людовик XIV, любил роскошь и великолепие. С плеч императора спускалась длинная мантия из малинового бархата, подбитая горностаем и усеянная золотыми звездами. Она весила 80 ливров и была создана по рисунку Давида и Изабе. Всем известна находящаяся в Луврском музее огромная картина Давида, где запечатлен один из главных моментов церемонии: коронование Жозефины самим императором... Но
времена меняются, и через несколько лет с неменьшей торжественностью
совершился обряд бракосочетания Наполеона с Марией Луизой. А в 1811
г. в соборе и во всех парижских церквах служили благодарственное молебствие
по случаю рождения наследника престола, "Римского короля".
В мае кардинал Феш крестил "Орленка". После обряда Наполеон
взял на руки сына, трижды поцеловал и высоко поднял, чтобы показать
присутствующим. Прославленное
дитя, всем должно объединиться, * * * Но проходит все... Минуло и время Наполеона. В 1814 г. Людовик XVIII въехал в Париж, и через несколько дней в соборе состоялось богослужение за упокой души Людовика XVI, Людовика XVII, Марии-Антуанетты и Елизаветы, сестры казненного короля. Среди молящихся можно было видеть Людовика XVIII, герцогиню Ангулемскую, русского императора Александра I, австрийского императора и прусского короля. 1830 год - год краткого, но мощного восстания. На улицах Парижа - баррикады. 29 июля, "в то время, как королевская гвардия боролась с некоторой частью горожан, огромная толпа народа ворвалась в архиепископский дворец и, разграбив его, проникла в зал капитула, а затем в сокровищницу храма. Шкафы тотчас же были взломаны, и все, что там находилось: архивы, серебро, книги, облачения и украшения, - стало добычей грабителей и было по большей части разбито, испорчено или уничтожено. Уцелели только ковчежцы с реликвиями..." (из записей капитула). * * * В
следующем году вышел роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери".
Благодаря ему к храму возник новый интерес. Талантливые страницы с
описанием бедственного состояния древнего памятника и огромного исторического
и христианского значения собора пробудили общественное мнение и вызвали
порыв к восстановлению и освобождению храма от поздних неумелых попыток
реставрации. Вскоре образовался временный комитет для организации
помощи этому делу. Обращение, подписанное многими видными людьми (монсиньор
Аффр, Виктор Гюго, Энгр, Альфред де Виньи, Монталамбер и т.д.), было
адресовано тем, кто мог бы поддержать это движение. В комитет начали
поступать пожертвования. Сбор делали и в самом соборе. Сначала архитекторы предполагали лишь укрепить собор, а разбитые статуи восстановить только там, где это казалось необходимым, как, например, на первой галерее, где должны были находиться 28 царей Израиля и Иудеи, и на центральном портале фасада. Но после кончины своего сотрудника Лассю Виолле-ле-Дюк так увлекся работой, что задался целью восстановить весь собор, возвратив его к первоначальному облику. Но это было трудно, так как многие детали давно погибли безвозвратно. И все же Виолле-ле-Дюк решил восстановить все статуи, южный фасад, розетки и т.д. Многие были против такой смелой реставрации. Но, считая эту работу делом своей жизни, Виолле-ле-Дюк вложил в нее всю душу. Насколько это было возможно, он сохранял древние изваяния, дополняя их изъяны скульптурными частями, изготовленными в его мастерской. Где статуи отсутствовали целиком, он ставил новые, но при их создании обычно пользовался моделями статуй той же эпохи, уцелевших в других церквах. При такой сложной работе, конечно, нельзя было избежать ошибок. Но все же благодаря труду Виолле-ле-Дюка собор Парижской Богоматери воскрес. Поврежденные статуи, которые архитектор решил убрать и заменить новыми, находятся в различных музеях. В Клюнийском музее можно видеть перенесенные из собора подлинные произведения XIII-XIV вв., например, статую Адама, группу волхвов, ангелов, возвещающих Судный День... Кое-что хранится в Лувре. А в музее "Памятников Франции" есть прекрасная голова ап. Иоанна, отлитая из гипса до реставрации и дающая возможность судить о чистоте стиля и духовности древних изваяний. Торжественное освящение обновленного собора совершилось 31 марта 1864 г. К тому времени была завершена постройка усыпальницы парижских архиепископов. Она находится под хорами, на глубине девятнадцати ступеней. Во время Коммуны собор перенес еще одно испытание. В мае 1871 г. весь Париж ощетинился, около 600 баррикад преградили улицы. Во время беспорядков были расстреляны шесть священников и чуть было не погиб сам собор... Взломали кружки для пожертвований, расхитили ценную церковную утварь, сорвали и разбили люстры. А что хуже всего - подожгли деревянные скамьи и заперли собор. К счастью, об этом стало известно раньше, чем пожар разгорелся. Двери вышибли, огонь потушили и храм спасли. * * * Подошло время Первой Мировой войны. И снова Париж обратился к своей Заступнице - Матери Божией. В сентябре 1914 г. 40 тыс. человек присутствовали на богослужении и молилось за Францию. Как это издревле бывало в годины бедствий, раки святых вынесли из храма в торжественной процессии. И Богородица вняла молитвам. А во время войны, когда неприятель сбросил на собор четыре бомбы, только одна из них повредила кровлю с северной стороны. Храм же был защищен мешками с песком. В
ноябре 1918 г. в соборе служили благодарственное молебствие за дарованную
победу. Ветер весело трепал на башнях трехцветные флаги, а храм был
переполнен до отказа. Окончательное поражение неприятеля и победу Франции отметил торжественный "Te Deum" в мае 1945 г. В продолжение восьми столетий cобор Парижской Богоматери всегда принимал и продолжает принимать участие во всех значительных, радостных или горестных событиях, отмечающих исторический путь Парижа и Франции. Так, после кончины генерала де Голля в этом храме объединились в общем молении представители почти всех народов мира. |